Несмотря на провал летнего наступления во Франции
немецкое Главное Командование не отчаивалось и продолжала поиски путей
стабилизации фронта не только за счет переброски пехотных частей, но и
поставки новой техники. К 1918 году боевые действия выявили огромное
количество недостатков немецкого тяжёлого танка A7V. В целях найти
«тяжёлой походной кухне» замену, Военное министерство Германии объявило
конкурс на новый проект танка. Итогом этого конкурса стало появление в
течение 1918 года большого количества различных проектов танков, причём
как тяжёлых, так и лёгких. Из всех проектов «тяжёлых штурмовых танков»,
представленных на рассмотрение Военного министерства, наибольший интерес
вызвала разработка фирмы Oberschlesishe Huttenwerke (Верхнесилезский
сталелитейный завод).
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/d/d9/Oberschlesien_%28%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%29.jpg)
В отличии от других немецких танков , проекты которых удалось
довести до реализации, инженеры Oberschlesishe Huttenwerke выбрали такой
вариант размещения основных узлов танка , который обеспечивал был
оптимальное сочетание таких показателей, как огневая мощь, подвижность и
защищенность. В результате корпус был скомпонован следующим образом.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/64/Oberschlesien_%28%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7%29.jpg)
Рис. 1 Внутреннее устройство штурмового танка «Oberschlesien». 1918 год
В носовой части находилось отделение управления, где
размещалось место механика-водителя, над головой которого установили
цилиндрическую рубку со смотровыми щелями. Перед ним, в верхнем лобовом
листе, был сделан большой двухстворчатый люк, предназначенный для
высадки и посадки экипажа. Средняя часть корпуса была полностью
отведения под боевой отсек, выполненный по двухярусной схеме. На первом
ярусе находилась большая надстройка, которая одновременно являлась
подбашенной коробкой для верхней башни и закрывала задние стенки двух
нижних башен, установленных вдоль продольной оси корпуса. В малых башнях
устанавливалось по одному 7,92-мм пулемету Schwarzloze MG08. Главная
двухместная башня оснащалась 57-мм капонирной пушкой и небольшой
командирской башенкой, находившей на её крыше. Таким образом, полный
экипаж танка состоял из 5 человек: механик-водитель, два пулеметчика,
командир и артиллерист. Боекомплект к пушке составил 50 выстрелов, к
пулеметам – 8000 патронов.
![](http://s004.radikal.ru/i206/1105/f5/cd8d31222410.jpg)
![](http://i018.radikal.ru/1105/75/d3b2ca86b691.jpg)
Рис. 2 Компоновка штурмового танка «Oberschlesien»
В кормовой части располагался бензиновый двигатель
Argus AS3 мощностью 180 л.с., трансмиссия, топливный бак на 1000 литров,
а также системы охлаждения и смазки. Бронирование штурмового танка
«Oberschlesien» трудно было назвать мощным – лобовая часть корпуса
защищалась 14 мм бронёй, борта и корма – 10 мм. Тем не менее, этого
вполне хватало для защиты от пуль любого калибра и поражения мелкими
осколками.
Но особо оригинальной получилась ходовая часть. Применительно на
один борт она включала четыре четырехкатковые тележки с жесткой
подвеской, направляющие (они же – натяжные) колеса располагались
спереди и сзади, а ведущее колесо разместили в средней части корпуса.
Оно было спицованным, имело несколько меньший диаметр относительно
ленивцев и располагалось несколько выше их. Все открытые элементы
ходовой части полностью бронировались. Такой технической ход позволил не
только улучшить проходимость по местности, но и защищенность шасси в
целом.
Расчетная масса «Oberschlesien» первого проекта составляла 19-20 тонн,
что теоретически позволяло получить максимальную скорость до 16 км/ч при
движении по дорогам с твердым покрытием. Кроме того, ожидалась хорошая
маневренность машины.
Столь многообещающий проект справедливо привлек внимание Ставки, и
утверждение проекта, вероятнее всего, состоялось в июне-июле 1918 года,
однако на подготовку рабочих чертежей и постройку столь необычной по
тем временам машины потребовалось бы много времени. Тогда в октябре
фирма Oberschlesishe Huttenwerke подготовила упрощенный проект,
получивший название «Oberschlesien II». Его отличие от первой модели
заключалось в использовании в качестве основы шасси готовое шасси типа
«Holt-Caterpillar». Какая именно модификация была выбрана для доработок
под танковое шасси пока не ясно, но довести эту работу до логического
завершения немецкие инженеры не смогли – 11 ноября 1918 года Германия
подписала перемирие с странами Антанты. Проектирование танков фирмы
Oberschlesishe Huttenwerke было прекращено, так что ни одного опытного
образца собрать не удалось. До нашего времени сохранились только копии
эскизов.
![](http://files.turbosquid.com/Preview/Content_2010_12_09__12_58_36/8.jpgb26f840f-33ee-466f-98f6-4348009fb38fLarger.jpg)
Рис. 3 Реконструкция штурмового танка «Oberschlesien»
Несмотря на то, что работы по танку «Oberschlesien»
так и не вышли из стадии проектирования, он представляет собой важную
веху в мировой истории танкостроения. Причиной этого в первую очередь
является применение разработчиками ряда конструктивных решений, ставших
впоследствии классическими. В частности, конструкторы «Oberschlesishe
Huttenwerke» впервые для тяжелого танка предложили установление
вооружения исключительно в башнях, а многобашенная схема, впервые
предложенная на этом танке, активно использовалась по всему миру в
1930-х годах.
Также хочется сказать, что в годы первой мировой
войны Германия, хоть и была наименее удачливой и последней в списке по
производству танков, но смогла извлечь из опыта войны более ценные и
глубокие выводы в отношении танков и противотанковой обороны, впрочем,
так часто бывает с проигравшей стороной. Наибольшую службу немцам
сослужил тактический опыт, который свидетельствовал об основных
принципах применения танков и их боевой роли.
ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТУРМОВОГО ТАНКА «Oberschlesien» образца 1918 г.
БОЕВАЯ МАССА, кг
|
19000
|
ЭКИПАЖ, чел.
|
5
|
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм
|
Длина
|
6200
|
Ширина
|
2340
|
Высота
|
2965
|
Клиренс
|
600
|
ВООРУЖЕНИЕ
|
Пушки
|
1х57-мм Максима-Норденфельдта, 50снарядов
|
Пулеметы
|
2х7,92-мм MG08, 8000 патронов
|
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
|
оптические прицелы
|
БРОНИРОВАНИЕ, мм
|
Башня
|
10
|
Лоб корпуса
|
14
|
Борт корпуса
|
10
|
Корма корпуса
|
10
|
Крыша
|
10
|
ДВИГАТЕЛЬ
|
Тип двигателя
|
авиационный карбюраторный
|
Модель двигателя
|
AS3 «Аргус», бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 180 л.с.при 1400 об/мин.
|
Удельная мощность, л.с./т
|
9
|
Ёмкость топливного бака, л
|
1000
|
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
|
Трансмиссия
|
механическая
|
Механизм поворота
|
выключением или торможением гусеницы
|
Ходовая часть (на один борт)
|
гусеничная, 16 опорных катков собранных в 4
тележки, переднее и заднее направляющие колёса, с центральным
расположением ведущего колеса
|
Тип подвески
|
блокированная, на винтовых пружинах
|
Тип зацепления
|
зубовое
|
Подвижность
|
Максимальная скорость, км/ч
|
16
|
Средняя скорость, км/ч
|
10
|
Запас хода, км
|
60 - 100
|
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
|
Угол подъёма, град.
|
н/д
|
Ширина рва, м
|
не менее 2,50
|
Глубина брода, м
|
н/д
|
СРЕДСТВА СВЯЗИ
|
отсутствовали
|
источник
|